Типы нервной деятельности ребенка.

Исходя из соотношения функций коры и подкорковых центров выделяют 4 типа нервной деятельности ребенка (Н. И. Красногорский).

1 тип — сильный, уравновешенный, быстрый. Функции подкорковых центров хорошо контролируются и уравновешиваются сильной корой. Условные рефлексы вырабатываются быстро. Нервные клетки находятся в состоянии оптимальной возбудимости, которое обеспечивает экономное, рациональное использование нервной энергии. Ребенок хорошо приспосабливает свои эмоции, инстинкты к изменяющимся условиям внешней среды, умеет управлять своим поведением, вне?не находится в так называемом нормальном, уравновешенном состоянии.

2 тип — сильный, уравновешенный, медленный. У детей этого типа подкорковые функции развиты слабо, их возбудимость понижена, легко истощаема. Безусловные рефлексы снижены, условные рефлексы вырабатываются легко, но слабо закрепляются.

3 тип — подкорковый. У этих детей сильно возбудимая подкорковая нервная система недостаточно регулируется корой, легко вырабатываются положительные условные рефлексы. Условное торможение и дифференцировка неустойчивы. Это дети с неровным характером. В их поведении преобладают инстинкты, аффекты, эмоции, отмечается резкое колебание корково-подкорковой возбудимости, возможны резкие снижения регуляторной роли коры головного мозга, а отсюда — полная потеря способности управлять своим поведением и подчинять свои действия требованиям взрослых.

4 тип — слабый, инертный, гипоэргический. К нему относятся дети со слабо функционирующей корой и подкоркой. Такие дети отличаются пониженной возбудимостью нервных процессов, их быстрой истощаемостью. Они быстро перестают реагировать на раздражения, как только последние становятся более интенсивными и продолжительными. Речь у этих детей слабая, тихая, замедленная.

Необходимо подчеркнуть, что у детей вышеперечисленные типы высшей нервной деятельности в чистом виде встречаются крайне редко. Чаще наблюдаются сочетания разных типов.

В связи с возрастными особенностями нервной системы у детей могут быть различные варианты конституции.

У здорового ребенка, с нормальной конституцией все жизненные процессы в организме устойчиво уравновешены, его нервная система находится в состоянии оптимальной возбудимости, при котором обеспечивается лучшее приспособление к окружающей среде и при котором ребенок внешне находится в нормальном, уравновешенном состоянии — реакции соответствуют силе, характеру раздражителей и окружающим условиям внешней среды.

Неправильно было бы понимать индивидуальныеконституциональные особенности ребенка как нечто постоянное, неизменное, законченное, предопределяющее на всю жизнь его реакции на окружающее. Нужно помнить, что по мере роста и развития ребенка часто происходит перестройка его реактивности под влиянием, главным образом, экзогенных воздействий. Однако кратковременные отклонения в реактивности организма не являются конституциональными. Полиэтиологичность этих состояний требует внимательного и дифференцированного подхода к здоровому и больному ребенку, с учетом типа высшей нервной деятельности.

Учение об индивидуальных особенностях организма и аномалиях конституции имеет большое значение в клинике детских болезней, поскольку эти особенности накладывают свой отпечаток на развитие ребенка и течение заболеваний.