Функциональные особенности системы дыхания у детей.

Запасы кислорода в организме очень ограничены и их хватает на 5 — 6 мин. Обеспечение организма кислородом осуществляется процессом дыхания. В зависимости от выполняемой функции различают две основные части легкого: проводящую часть для подачи воздуха в альвеолы и выведение его наружу и дыхательную часть, где происходит газообмен между воздухом и кровью. К проводящей части относятся гортань, трахея, бронхи, т. е. бронхиальное дерево, а к собственно дыхательной — ацинусы, состоящие из приводящей бронхиолы, альвеолярных ходов и альвеол.

Под внешним дыханием подразумевается обмен газов между атмосферным воздухом и кровью капилляров легких. Он осуществляется посредством простой диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану вследствие разницы давления кислорода во вдыхаемом (атмосферном) воздухе и венозной крови, притекающей по легочной артерии в легкие из правого желудочка.

Давление газов, мм. рт. ст.

Вдыхаемый воздух

Альвеолярный воздух

Артериальная кровь

Венозная кровь

рО2

160

100

90

40

рСО2

0

40

40

50

рN2

600

573

573

573

pH2O

0

47

47

47

Общее давление

760

760

750

710

Парциальное давление газов во вдыхаемом и альвеолярном воздухе, артериальной и венозной крови.

Как видно из таблицы, разница давления кислорода в альвеолярном воздухе и венозной крови, протекающей по легочным капиллярам, составляет 50 мм. рт. ст.

Это обеспечивает переход кислорода в кровь через альвеолярно-капиллярную мембрану. Разница давления углекислого газа обусловливает его переход из венозной крови в альвеолярный воздух.

Эффективность функции системы внешнего дыхания определяется 3 процессами: вентиляцией альвеолярного пространства, адекватным легочной вентиляции капиллярным кровотоком (перфузией), диффузией газов через альвеолярно-капиллярную мембрану.

По сравнению со взрослыми у детей, особенно первого года жизни, имеются выраженные отличия внешнего дыхания. Это объясняется тем, что в постнатальном периоде происходит дальнейшее развитие респираторных отделов легких (ацинусов), где происходит газообмен. Кроме того, у детей имеются многочисленные анастомозы между бронхиальными и пульмональными артериями и капиллярами, что является одной из причин шунтирования крови, минуя альвеолярные пространства.

В настоящее время оценка функции внешнего дыхания проводится по следующим группам показателей:

1. Легочная вентиляция (частота, глубина, минутный объем дыхания, ритм, объем альвеолярной вентиляции, распределение вдыхаемого воздуха.

2. Легочные объемы (жизненная емкость легких (ЖЕЛ), общая емкость легких, резервный объем вдоха, резервный объем выдоха, функциональная остаточная емкость (ФОE), остаточный объем).

3. Механика дыхания (максимальная вентиляция легких, или предел дыхания, резерв дыхания, форсированная жизненная емкость легких и ее отношение к ЖЕЛ (индекс Тиффно), бронхиальное сопротивление, объемная скорость вдоха и выдоха при спокойном и форсированном дыхании).

4. Легочный газообмен (величина потребления кислорода и выделения углекислого газа в 1 мин, состав альвеолярного воздуха, коэффициент использования кислорода).

5. Газовый состав артериальной крови (давление кислорода и углекислоты, содержание оксигемоглобина в крови и артериовенозной разницы по Нb и окси-Нb].

Глубина дыхания, или дыхательный объем, у детей как в абсолютных, так и относительных цифрах значительно меньше, чем у взрослого человека.

 

Возраст

 

Дыхательный объем у детей, мл.

по Брока

по Н.А. Шалкову

абс.

на 1 кг. массы тела

абс.

на 1 кг. массы тела

Новорожденные 11,5 3,5
1 мес. 30 6,2
4 » 25 4,8 39 6,2
6 » 36 5,0 54 6,7
1 год 60 6,0 70 7,0
3 года 95 6,5 114 7,4
6 лет 118 6,2 156 7,9
11 » 175 5,8 254 7,8
14 » 227 5,8 300 7,8
Взрослые 410 6,4

Дыхательный объем у детей в зависимости от возраста.

Это объясняется двумя причинами. Одной из них, естественно, является небольшая масса легких у детей, которая увеличивается с возрастом, причем в течение первых 5 лет в основном за счет новообразования альвеол. Другой, не менее важной, причиной, объясняющей поверхностное дыхание детей раннего возраста, являются особенности строения грудной клетки (переднезадний размер приблизительно равен боковому, ребра от позвоночника отходят почти под прямым углом), что ограничивает экскурсию грудной клетки и изменение объема легких. Последний, преимущественно изменяется благодаря движению диафрагмы. Увеличение дыхательного объема в покое может свидетельствовать о дыхательной недостаточности, а его снижение — о рестриктивной форме дыхательной недостаточности или ригидности грудной клетки.

В то же время потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых, что зависит от более интенсивного обмена веществ. Так, у детей одного года жизни потребность в кислороде на 1 кг. массы тела составляет приблизительно около 7,5 — 8 мл/мин, к 2 годам она несколько возрастает (8,5 мл/мин), к 6 годам достигает максимальной величины (9,2 мл/мин), а затем постепенно снижается (в 7 лет — 7,9 мл/мин, 9 лет — 6,8 мл/мин, 10 лет — 6,3 мл/мин, 14 лет — 5,2 мл/мин). У взрослого она составляет всего 4,5 мл/мин на 1 кг. массы тела.

Добавить комментарий